Опыт осознавания образного пространства

НЕБЕСНАЯ ЛИТУРГИЯ И ПРИЧАЩЕНИЕ АПОСТОЛОВ

Для большего уяснения значимости и особенностей символико-художественного устроения рассматриваемого нами образа «Причащения Апостолов» в пространстве Преображенского храма на Ильинской улице нам стоит, хотя бы кратко, представить себе иные варианты традиционной трактовки – изводы этого образа в его сочетании внутри целостного образного пространства с композицией «Небесной литургии». Слишком различны, совсем не обязательны многочисленные изводы этих образов в их развитии и взаимном отношении композиций внутри целостной живописной программы храмов – и мы не станем слишком детально присматриваться к ним сейчас, заметив, преимущественно, — особенности вариантов Богословской трактовки этих образов, по возможности — кратко упомянув лишь некоторые известные изводы…

Собор святой Софии в Киеве

Начиная по возможности очень краткий и очень избирательный, несистемный, почти случайно выбранный обзор примеров устроения композиции Небесной литургии и Причащения апостолов в живописном устроении храма, не можем не обратить нашего внимание к художественному убранству столь близкой и любимой нами Софии Киевской, отвлекая себя от цветущей сложности фресок в утешительную и манящую монументальную… кажущуюся простоту невместимого роскошества мозаичного образа… Здесь, в части, касающейся предмета нашего краткого рассмотрения, — великолепная апсида – мозаичное произведение византийских мастеров XI века.

Собор святой Софии в Охриде

Перед нами – замечательнейший пример, обойти который мы не можем в череде наших последовательных кратких рассмотрений на пути постижения пространственного образа в устроении храма. Перед нами – базилика – собор святой Софии в Охриде, в Северной Македонии. Это древнейший храм, период создания фрескового убранства в нём относится к периоду 1037 – 1056 годов. Во множестве оценочных суждений, научных исследований этот храм соотносится с собором святой Софии Киевской. Совершенно различные архитектурные объёмы, в которых созданы эти образные пространства едва ли позволяют говорить о вполне обоснованном соотнесении, даже и о самой возможности сопоставлении этих образных пространств…

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове

Продолжим наш краткий обзор вариантов устроения образного пространства храма, как некий предложенный путь к уяснению одной из величайших вершин иконописного устроения литургического пространства – образности, созданной Феофаном Греком, вершины, на которую дерзаем взглянуть пристально, — приблизиться по возможности осознавая её и проникаясь ею…  Продолжим наш путь приближения к образу, переместившись мысленно от Киевской Софии на север России к знаменитым фрескам Мирожского Монастыря XII века.

Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря. Псков.

Перед нами ещё один замечательный пример к рассмотрению иконописной программы в заданном нами направлении. Данная образная структура создана в 1313 году и исследователями принято описывать её, как пример творческой преемственности в развитии образной структуры Мирожского монастыря Пскова, расположенного на противоположном берегу реки Великой, в другой части города. Напомним, если живопись Мирожа относится к 1140 году, то ансамбль Снетогорских фресок мы воспринимаем как плод развития живописной традиции в течение более 170 лет. Данный памятник – образец образного пространства находится в состоянии очень значительных повреждений, обширных утрат живописи.

Печская Патриархия, Косово. Церковь святых апостолов.

Вот ещё один пример к нашему рассмотрению, — мы переносимся вновь в сербскую провинцию Византийской империи, в область духовного средоточия Сербского самобытного православия, непосредственно связанного со святым Саввой… в Косово, Печскую патриархию. Небольшой храм Святых Апостолов – центральное и первоосновное, самое древнее здание храмового комплекса, возникшего в развитии дальнейших пристроек к этому храму. Строительство церкви Апостолов относится к 30-м годам XIII века, остальные храмы пристроены к церкви Апостолов через сто лет, в середине XIV века. Мы будем рассматривать наиболее древнюю часть живописного убранства, сохранившегося в церкви Апостолов в куполе, в алтарной части и, частично, в подкупольном пространстве, — эта живопись относится к середине, началу второй половины XIII века, 1260 год – принятая дата устроения этого живописного ансамбля, дополненного и расширенного в позднейшее время в остальной части храма.

Церковь Богородицы Перивлепты. Охрид. Македония.

Предлагаемый к рассмотрению — следующий пример устроения пространственного образа Охридской в Македонии – церкви Богоматери Перевлепты –Περιβλέπτου – Богматери, Превышающей, Пре-восходящей всяческую красоту… —  позволим себе такую трактовку столь содержательного значения этого Её именования. Богоматери – пристально созерцающей нас — Красоты… — ещё один из возможных, пусть и несколько отдалённых по смыслу — вариантов восприятия этого имени. Роспись относится исследователями к 1295 году. В конхе апсиды церкви, посвящённой этой иконе – также помещено изображение Богоматери Оранты – над композицией Причащения апостолов. В образном устроении алтарной апсиды мы видим традиционную систему композиций: Богоматерь Оранта в конхе, ниже – композиция «Причащения апостолов», святительский «фриз» поясных фигур и композиция «Службы святых отцов» в нижнем ярусе…

Церковь монастыря Успения Божией Матери в Грачанице

Продолжая рассмотрение устроения художественного образа литургии средствами фресковой живописи,  приступим к наиболее сложному для рассмотрения и осознавания примеру – церкви монастыря Успения Божией Матери в Грачанице, что в 8 км. от Сербской Приштины в Косово. Монастырский собор в честь Успения Божией Матери построен в 1315 г., к этому же периоду относится его фресковое убранство, выполненное греческими мастерами в Византийской традиции периода палеологовского возрождения в Сербии. Живописный ансамбль фресок считается одним из самых сложных и детально разработанных образцов православной иконографической программы XIV века. За полтысячелетия от IX в «Хлудовской» псалтири к XIV веку живописи в монастыре Грачаницы иконография Причащения апостолов развилась чрезвычайно и обрела, быть может, наивысший свой, законченный, Богословски выверенный и отточенный вид в живописном устроении пространственного образа храма.

Монастырь Студеница. Церковь Иоакима и Анны (Кралева церква). Сербия.

Но рассмотрим ещё один яркий и пример устроения образа Причащения апостолов в пространстве храма, — он также относится к сербской традиции, — перед нами образная структура совсем небольшого храма Иоакима и Анны в монастыре Студеница. Эта живопись относится к началу XIV века, около 1314 г., (за 64 – 65 лет до времени работы Феофана Грека над фресками в Ильинской церкви Новгорода). Композиция Причащения апостолов размешена в апсиде, в области расположения световых окон, ниже образа Богоматери на троне, над чином святых отцов.

Храм во имя святого великомученика Георгия в Старо – Нагоричине, Македония.

Вот ещё один замечательный пример, балканской традиции живописного устроения пространственного образа – в храме святого Георгия Победоносца, что в посёлке Старо – Нагоричине, Македония. Живописное устроение храма, как и в Кралевой церкви Студеницы, относится к началу XIV, около 1317 — 1318 г. (за 60 лет до работ Феофана Грека в Ильинской церкви Новгорода, за 20 лет до рождения греческого мастера). В алтарной апсиде также традиционно присутствует композиции Божией Матери с предстоящими ангелами, два композиционных «фриза» с изображениями святителей, между ними – изображение Причащения апостолов. В нижнем композиционном ярусе апсиды – Служба святых отцов за литургическим престолом алтаря, — композиция фигур святителей, стекающихся к единому престолу – над световым окном по центру достаточно притенённой, мало освещённой апсиды.

Лесновский монастырь, Македония. Храм Архангела Михаила.

Для того ли, чтобы добавить в наше рассмотрение явственно — особенную грань, совсем уж необычный взгляд на возможность устроения образа в отчётливо – независимом и, вместе с тем, внятно – традиционном ракурсе, — упомянем, совершенно кратко, этот пример образного устроения, — фресковый ансамбль византийского убранства литургии, созданный в 1347 г. Перед нами – репродукции живописи в храме Архангела Михаила Лесновского монастыря в Македонии.

Высокие Дечаны. Косово, Сербия. Собор Спаса Вседержителя (Пантократора).

И вот перед нами собор Спаса Вседержителя Косовского монастыря Высокие Дечаны – ярчайший образец образного устроения храмового пространства, быть может, пример наиболее полного раскрытия православного образа средствами архитектуры и живописи. По мнению специалистов, ансамбль дечанских фресок – самый значительный из сохранившихся образцов византийской храмовой живописи… быть может, и самый насыщенный символическими смыслами образной мистагогии. Не здесь ли пленено и по сей день кровоточиво бьётся сакральное сердце Сербии, отделённое от физического тела государственности и неотделимое от духовного естества… Монастырь XIV века, основан святым королём Стефаном Дечанским, храм построен 1335 г, расписан в 1348 — 1350 г., в пору рассвета Сербии, за полстолетия до Косовской битвы… за 30 лет до росписи Феофаном Греком церкви Преображения на Ильинской в Новгороде…

Храм Панагии тис Подиту (Παναγία τῆς Ποδύθου). Кипр. Галата.

В ходе нашего достаточно произвольного выбора к рассмотрению примеров образного устроения, — ещё один замечательный пример композиции Причащения апостолов в образном пространстве храма, относящийся уже к поствизантийскому периоду живописной традиции начала XVI в. Этот пример обращает нас к Кипрской школе, к совершенно небольшому храму Пресвятой Богородицы (Панагии тис Подиту) в Галате. Название храма указывает на образ Моисея, снимающего сандалии перед Неопалимой Купиной, прообразующей Пресвятую Богородицу. Этот столь поздний пример живописи, почти современной периоду творчества русского иконописца Дионисия, времени росписи Ферапонтовского монастыря, интересен нам, помимо указанной, по нескольким причинам. Одна из этих причин та, что в сам период создания этой живописи – есть период устойчивого распространения и усвоения традиции образного устроения литургического пространства.

Афон. Монастырь Ставроникита. Кафоликон святителя Николая.

Приближаясь к завершению нашего очерка – рассмотрения общих структур пространственного образа по восточной оси храма, рассмотрения, затеянного исходя из поставленной задачи уяснения значимости пространственной иконы в новгородском храме Спасо-Преображения, предложим себе ещё один образ. Перед нами теперь главный храм (кафоликон) в афонской обители Ставроникита (Крестоникитский монастырь). Монументальную живопись середины XVI века (около 1546 г.) выполнил знаменитый мастер критской иконописной школы Феофан Критянин (Стрелидзас).

Успенский храм Пивского монастыря. Черногория.

Перед нами ещё один из многочисленных, возможных к рассмотрению – замечательных примеров образотворчества – Успенский храм Пивского монастыря в Плужине, Черногория…. Живопись, выполненная афонскими мастерами критской школы в самом начале XVII века… (ориентировочно в 1604 – 1605 годах) свидетельствует нам о возможности и образцовом примере сохранения традиции устроения образа при осторожном, бережном и любовном развитии преемственности образотворения без разрушительных новаций. Прежде всего отметим, что образное устроение этого храма базиликального типа не вполне корректно сравнивать с иконным пространством храма крестово-купольного. В храме базиликальном смысловой центр образного устроения вынесен в алтарную апсиду, в её конху, — там располагается некое подобие «скуфьи» купола, вертикальная составляющая системы пространственного образа превращается в горизонталь.

Композиция «Причащение апостолов» Феофана Грека в контексте рассмотренных примеров устроения образности алтарных апсид.

Рассмотренные нами варианты устроения композиции Причащения апостолов в общей структуре устроения пространственного образа храма по его восточной оси, являются возможными, но ни в коем случае не обязательными при формировании образного пространства. Варианты художественного устроения и Богословского насыщения целостного храмового образа от купола к горнему месту литургического алтаря, следуя общей традиции, никак не ограничены каноном в индивидуальных особенностях и в «личных» нюансах Богословского осознания и художественного исполнения. В близлежащих и в современных друг-другу храмах могут быть встречены нами совершенно разнообразные, совсем не вписывающиеся в приведённые примеры варианты устроения образного пространства, окружающего, содержащего непременную и неизменную литургию.

Источник: btcqrcode.ru